Фонд Александра Н. Яковлева

Архив Александра Н. Яковлева

 
СОВЕТСКО-АМЕРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ. 1949-1952
Документ №105

Дневник советско-американских переговоров по урегулированию нерешенных вопросов Ленд-Лиза (г. Вашингтон)1

12.02.1951
Заседание началось в 3 часа дня вопросом Уайли о сведениях относительно ледоколов.

Панюшкин ответил, что кроме сведений, сообщенных им на прошлом заседании, дополнительными сведениями о ледоколах советская сторона не располагает. Панюшкин сказал, что по получении сведений советская сторона известит об этом американцев.

После этого Уайли спросил, имеет ли советская сторона какие-либо указания от своего правительства относительно судов и создания рабочей группы для обсуждения вопроса о порядке возвращения этих судов Соединенным Штатам. Получив отрицательный ответ, Уайли спросил затем, не имеет ли Панюшкин каких-либо дополнительных замечаний в отношении других вопросов, обсужденных нами в ходе предыдущих переговоров.

Панюшкин ответил, что у него нет дополнительных замечаний по вопросам, которые были уже обсуждены ранее. Затем Панюшкин заявил, что в связи с окончательным урегулированием ленд-лизовских расчетов советское правительство хотело бы обсудить некоторые вопросы, касающиеся Соглашения от 15 октября 1945 г.2 Известно, заявил Панюшкин, что Соглашение от 15 октября 1945 г. между правительствами СССР и США является выражением понимания советским правительством того затруднительного положения, в котором очутилась промышленность США после окончания войны, когда многие американские фирмы еще работали на полную мощность и имели в производстве в различных стадиях готовности оборудование, предназначенное для поставок по ленд-лизу, но не имевшее перспектив сбыта вследствие окончания войны.

Советское правительство, продолжал Панюшкин, несмотря на разрушения и острую нужду в финансах после победы над врагом, пошло на заключение такого соглашения, по которому оно обязалось платить долларами и золотом, начиная с 1 июля 1954 г., 22 ежегодными взносами с ежегодной уплатой процентов за неуплаченный баланс суммы в размере 23/8%, начиная с 1 июля 1947 г.

В настоящее время советская сторона вносит предложение распространить на расчеты по Соглашению от 15 октября 1945 г. такие же условия, как это было предложено советской стороной в отношении выплаты глобальной суммы за ленд-лизовские остатки, т.е. чтобы выплата всей суммы, предусмотренной Соглашением от 15 октября 1945 г., производилась 50-ю равными годовыми взносами, начиная через 5 лет после заключения соглашения с начислением процентов по ставке 2%, также через 5 лет после заключения соглашения.

Панюшкин далее заявил, что советская сторона вносит такое предложение также и потому, что по соглашению между Англией и США от 1945 г. для оплаты послевоенных ленд-лизовских поставок предусмотрены те же условия, что для оплаты стоимости ленд-лизовских остатков в Англии, и что по соглашению США с Францией от 28 мая 1946 г. процентные ставки изменены и установлены в 2% вместо 23/8% по соглашению от 28 февраля 1945 г.

Затем Панюшкин обратил внимание американской стороны на то, что в результате нарушения Соглашения от 15 октября 1945 г. Соединенными Штатами, недопоставившими различного оборудования и материалов на 19 млн долларов, Советскому Союзу был причинен ущерб, оцениваемый примерно в 49 млн долларов. Советская сторона надеется, заявил Панюшкин, что Соединенные Штаты возместят этот ущерб.

Уайли в ответ заявил, что у него нет инструкций для обсуждения каких-либо других вопросов, помимо тех, которые вытекают из Соглашения от 11 июня 1942 г. Для постановки перед американским правительством каких-либо вопросов, связанных с Соглашением от 15 октября 1945 г., Уайли рекомендовал советской стороне прибегнутъ к «обычным дипломатическим каналам».

Панюшкин спросил Уайли, может ли советская сторона надеяться, что Уайли информирует свое правительство об этом вопросе, поднятом советской стороной.

Уайли, уклонившись от прямого ответа, сказал, что в ноте США от 14 сентября 1946 г., явившейся прелюдией к первому заседанию по урегулированию ленд-лизовских расчетов, указывалось, «чтобы эти обсуждения были ограничены теми условиями, которые затронуты в Основном Соглашении от 11 июня 1942 года».

Панюшкин повторил свой вопрос в отношении того, может ли советская сторона надеяться, что Уайли информирует свое правительство о новом вопросе, поднятом советское стороной, в связи с Соглашением от 15 октября 1945 г.

На это Уайли ответил, что протоколы наших переговоров всегда доступны правительству США.

Панюшкин заявил, что, поскольку правительство США будет информировано о предложении советской стороны о Соглашении от 15 октября 1945 г., советская сторона обращает внимание американской стороны на то, что Соглашением 1945 года между США и Англией об оплате послевоенных ленд-лизовских поставок предусмотрены те же условия, что и для оплаты стоимости ленд-лизовских остатков, и что по соглашению между США и Францией от 28 мая 1946 г. процентные ставки изменены и установлены в 2% вместо 23/8 по соглашению от 28 февраля 1945 г.

Отвечая, Уайли заявил, что Соглашение от 15 октября 1945 г. является чисто коммерческим соглашением, и поэтому оно вряд ли имеет отношение к ленд-лизовскому Соглашению от 11 июня 1942 г. Затем он повторил свое прежнее заявление о том, что советской стороне следовало бы поднять этот вопрос через обычные дипломатические каналы.

На это Панюшкин ответил Уайли, что Соглашение от 15 октября 1945 г. имеет непосредственное отношение к вопросу об общем урегулировании ленд-лизовских расчетов. Это подтверждается даже самим названием соглашения, из которого вытекает, что это соглашение явилось формой продолжения ленд-лизовских поставок в послевоенный период. В связи с этим, заявил Панюшкин, советская делегация и поставила этот вопрос перед американской стороной в настоящее время.

Уайли ответил на это, что он не может обсуждать этот вопрос, поскольку он не имеет полномочий своего правительства, и что по этому вопросу он больше ничего сказать не имеет. Затем Уайли высказал надежду, что советская сторона как можно скорее получит указания своего правительства в связи с нотой Ачесона от 7 февраля.

Панюшкин подтвердил, что надеется получить ответ своего правительства на ноту Ачесона от 7 февраля.

На этом заседание закончилось.

Следующее заседание назначено на 21 февраля 1951 г. в 3 часа дня.

А. ПАНЮШКИН

Н. ГРИГОРЬЕВ

Н. ПИТЕРСКИЙ

АВП РФ. Ф. 0129. Оп. 35. П. 248. Д. 38. Л. 129—133. Подлинник.

1 Разослано: Молотову, Микояну, Булганину, Вышинскому, Меньшикову, Громыко, Кумыкину.

2 Имеется в виду соглашение между правительствами СССР и США, подписанное в Вашингтоне 15 октября 1945 г., по вопросу об использовании ленд-лизовских материалов, имеющихся в наличии или находящихся в процессе приобретения в США. В соответствии с соглашением материалы и ресурсы предоставлялись правительством США правительству СССР в кредит.

Переговоры по урегулированию вопросов ленд-лиза (действие программы ленд-лиза для СССР было прекращено США 20 сентября 1945 г.) неоднократно прерывались и возобновлялись. В 1948 г. правительство СССР согласилось выплатить сначала 170, затем 200 млн долл., в 1951 г. советской стороной называлась цифра 240 и 300 млн долл. в качестве возмещения долга по ленд-лизу, но американская сторона не согласилась с предложенной суммой. Только 18 октября 1972 г. было подписано соглашение между правительствами СССР и США об урегулировании вопроса о ленд-лизе.

[Приложение]

ПИСЬМО ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКРЕТАРЯ США

Д.Г. АЧЕСОНА ПОСЛУ СССР В США

А.С. ПАНЮШКИНУ ПО ВОПРОСУ

ОБ УРЕГУЛИРОВАНИИ РАСЧЕТОВ ПО ЛЕНД-ЛИЗУ

7 февраля 1951 г.

Ваше Превосходительство,

Я имею честь сослаться на статью V Основного Соглашения о ленд-лизе от 11 июня 1942 года между Правительствами Соединенных Штатов и Союза Советских Социалистических Республик, которая предусматривает:

«Правительство Союза Советских Социалистических Республик, по окончании существующего чрезвычайного положения, вернет Соединенным Штатам Америки, по определению президента Соединенных Штатов Америки, те из полученных по настоящему Соглашению оборонных материалов, которые окажутся неуничтоженными, утраченными или потребленными и которые, по определению президента, смогут пригодиться для обороны Соединенных Штатов Америки или Западного полушария или смогут быть каким-либо иным образом использованы Соединенными Штатами Америки».

7 июля 1948 года президент Соединенных Штатов Америки решил, что чрезвычайное положение, касающееся программы ленд-лиза, указанной в положениях Основных Соглашений о ленд-лизе между Соединенными Штатами и различными ленд-лизовскими странами, окончено.

Настоящим я имею честь подтвердить заявление, сделанное послом Джоном С. Уайли во время переговоров по урегулированию ленд-лиза 27 января 1951 года, о том, что президент Соединенных Штатов Америки определил, что некоторые оборонные материалы являются пригодными для Соединенных Штатов, а именно: все военные и торговые суда и военные плавучие средства, которые были переданы правительству Союза Советских Социалистических Республик по Соглашению о ленд-лизе от 11 июня 1942 года и которые до сих пор не возвращены Соединенным Штатам. Настоящим также подтверждается требование, предъявленное послом Уайли 27 января 1951 года по указанию президента Соединенных Штатов о том, чтобы правительство Союза Советских Социалистических Республик немедленно возвратило Соединенным Штатам эти оборонные материалы в соответствии со статьей V Основного Соглашения о ленд-лизе от 11 июня 1942 года. Список судов с подразделением на категории при сем прилагается.

Кроме того, просьба, чтобы представителям правительства Соединенных Штатов было разрешено осмотреть все вышедшие из строя суда с тем, чтобы определить окончательное состояние этих судов.

Правительство Соединенных Штатов ожидает, что советские морские эксперты, находящиеся в данное время в Соединенных Штатах, срочно договорятся с американскими морскими экспертами о немедленном возвращении указанных выше судов.

Правительство Соединенных Штатов резервирует за собой право, согласно статье V Основного Соглашения о ленд-лизе от 11 июня 1942 года, потребовать возвращения Соединенным Штатам, в соответствии с положениями этой статьи, такие другие ленд-лизовские материалы, которые, по определению президента, смогут пригодиться для Соединенных Штатов.

Примите, Ваше Превосходительство, вновь уверения в моем высоком уважении.

Дин АЧЕСОН

Приложение: Список судов по категориям.

Военные суда

Речные буксиры

Ледоколы

Большие тральщики

Десантные суда для пехоты

Десантные суда для мехчастей

Десантные суда для подкрепления

Десантные суда для танков

Десантные суда для средств связи и личного состава

Моторные баркасы

Плоскодонные боты для персонала

15

2

34

30

54

2

17

2

1

1

Военные суда

Понтонные баржи

Торпедные катеры

Охотники за подводными лодками

Тральщики

Ремонтные баржи

6

205

140

43

1

556

Торговые суда

Сухогрузные торговые суда постройки военного времени типа Либерти

Буксиры постройки военного времени

Сухопутные торговые суда довоенной постройки

Танкеры довоенной постройки

Буксиры довоенной постройки

36

2

47

1

1

87

Военно-плавучие суда

Танкеры 182-футовые

Грузовые суда

Самоходные баржи

Плавучие краны

9

1

2

17

29

АВП РФ. Д. 192. Оп. 18б. П. 177. Д. 1. Л. 36—38. Копия.


Назад
© 2001-2016 АРХИВ АЛЕКСАНДРА Н. ЯКОВЛЕВА Правовая информация